2025-05-28
Будучи соседними странами, Китай и Россия продемонстрировали глубокую взаимодополняемость в торговом сотрудничестве. С развитием «Ледяного шелкового пути» и углублением двусторонних экономических отношений подсектор покрытий и красок постепенно стал важной частью торговли между двумя странами. В этой статье основное внимание будет уделено масштабу, категориям продуктов и сравнительным преимуществам торговли покрытиями между Китаем и Россией, исследованию экономической логики и будущего потенциала, стоящих за ней, а также дальнейшему обогащению деталей для представления более полной картины торговли.
1.Объем торговли и стоимость торговли: потенциальная область с устойчивым ростом
Согласно таможенным данным Китая и отраслевым отчетам, торговля красками между Китаем и Россией в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. Хотя данные о торговле красками часто включаются в категорию химикатов или строительных материалов, ее важность можно увидеть из сегментированного анализа. В 2023 году доля сырья, связанного с красками (например, смолы, пигменты) и готовой продукции в химическом экспорте Китая в Россию значительно увеличится, особенно в области архитектурных покрытий и промышленных защитных покрытий. В России, движимой потребностями ее промышленной системы, краски, импортируемые из Китая, в основном используются в инфраструктурных проектах (например, антикоррозионная защита мостов и трубопроводов), обслуживании энергетического оборудования и реконструкции гражданских зданий. Хотя объем торговли не достиг миллиардного уровня, среднегодовой темп роста остается выше 10%, что подчеркивает ее потенциал. Стоит отметить, что в проектах арктического сотрудничества, таких как строительство объектов сжиженного природного газа (СПГ), спрос на высокопроизводительные покрытия значительно вырос, что стало новой точкой роста для торговли.
2.Категории продуктов: дифференцированный спрос определяет сегменты рынка
Китайская продукция для покрытия, экспортируемая в Россию, в основном делится на три категории: покрытия для гражданского строительства (например, латексные краски и покрытия для отделки наружных стен), промышленные антикоррозионные покрытия (используемые для нефтепроводов и стальных сооружений) и экологически чистые покрытия на водной основе. Благодаря своей огромной производственной системе и возможностям контроля затрат китайские компании по производству покрытий имеют преимущество в плане эффективности затрат, особенно на рынках среднего и низкого ценового диапазона. Россия фокусируется на импорте высокотехнологичных покрытий, таких как покрытия, устойчивые к низким температурам (подходящие для экстремального климата Сибири), специальные покрытия для военной техники (антикоррозионные, покрытия-невидимки) и высококачественные промышленные покрытия (защита компонентов аэрокосмической техники). Кроме того, Россия обладает ресурсами для производства диоксида титана (важного сырья для покрытий), и некоторые из ее высококачественных покрытий полагаются на преимущества минералов для формирования технических барьеров. Торговля между двумя странами характеризуется категорией «Китай экспортирует масштабы, Россия экспортирует технологии», но в последние годы совершенствование экологически чистых технологий покрытий в Китае постепенно сокращает разрыв.
3.Сравнительное преимущество: двусторонняя взаимодополняемость ресурсов и производственных мощностей
Сравнительное преимущество Китая обусловлено его ведущими в мире производственными мощностями по нанесению покрытий и эффективностью цепочки поставок. Регионы дельты рек Янцзы и Чжуцзян собрали множество гигантов по нанесению покрытий, сформировав полную цепочку от производства сырья до экспорта готовой продукции, при этом производственные затраты и эффективность логистики намного превышают показатели большинства стран. В то же время, под влиянием политики защиты окружающей среды, зеленые технологии Китая, такие как покрытия на водной основе и порошковые покрытия, становятся все более зрелыми, что отвечает спросу России на экологически чистую продукцию. Преимущества России отражаются в ее природных ресурсах и технологическом накоплении: богатые залежи титана, цинка, алюминия и других полезных ископаемых в Сибири гарантируют сырье для нанесения покрытий, а ее технология нанесения низкотемпературных покрытий, накопленная в военной промышленности (например, стабильная работа при температуре -60 °C), является одной из лучших в мире. Взаимодополняемость ресурсов и технологий между двумя сторонами создала пространство для углубления торговли - Китай получает сырье и передовые технологии, а Россия получает экономическую эффективность и поддержку производственных мощностей. Например, в Московской промышленной зоне появилось совместное китайско-российское предприятие по производству покрытий, объединяющее китайские производственные мощности с российскими технологиями для производства высокотехнологичных промышленных покрытий.
4.Арктические судоходные пути и будущие возможности
Открытие «Ледяного шелкового пути» дало новый импульс китайско-российской торговле красками. Нормализованная эксплуатация арктического маршрута снизила стоимость транспортировки краски более чем на 30%, а время транспортировки сократилось до 1/3 от традиционного маршрута. Российский ледокольный флот обеспечивает зимнюю доставку, а китайские инфраструктурные покрытия (например, покрытия, устойчивые к коррозии в морской воде) могут более эффективно доставляться на арктические проекты; наоборот, российские покрытия, предназначенные для полярных условий, также могут удобно поступать на китайский рынок через водный путь. Прорывы в географических условиях высвобождают новые потребности: развитие арктической энергетики (например, покрытия для резервуаров СПГ), строительство портов (противообледенительные покрытия), обслуживание полярных исследовательских станций и т. д., спрос на высокопроизводительные покрытия ежегодно увеличивается более чем на 15%. Кроме того, китайско-российский совместный проект по арктической ветроэнергетике также породил новый рынок для антифризных покрытий лопастей ветряных турбин.
5.Проблемы и пути углубления
Несмотря на многообещающие перспективы, китайско-российская торговля покрытиями по-прежнему сталкивается с трудностями: технические барьеры (экспортные ограничения России на высокотехнологичные технологии покрытий), различия в стандартах (системы защиты окружающей среды и сертификации качества двух стран нуждаются в дальнейшей координации) и логистические риски (сезонные ограничения эксплуатации на арктических маршрутах). В будущем углубление сотрудничества должно быть сосредоточено на трех основных направлениях: 1. Совместные исследования и разработки — совместное создание лабораторий покрытий для преодоления полярных экологических адаптивных технологий; 2. Интеграция цепочки поставок — китайские компании открывают заводы в России и используют местное сырье для снижения производственных затрат; 3. Стандартная стыковка — содействие двустороннему взаимному признанию защиты окружающей среды и сертификации качества покрытий для снижения торговых барьеров. Например, Ассоциация лакокрасочной промышленности Китая и России запустила проект технического обмена для совместной разработки стандартов производительности арктических покрытий.
Заключение: беспроигрышный план углубления сотрудничества
Китайско-российская торговля красками неуклонно продвигается вперед в плане взаимодополняемости, а многомерные преимущества производственных мощностей, ресурсов и технологий заложили прочную основу для сотрудничества. В будущем, с развитием арктического маршрута, сближением стандартов защиты окружающей среды и углублением промышленного сотрудничества, ожидается, что объем торговли в этой области превысит нынешний масштаб. Предприятиям обеих стран необходимо и дальше изучать новые модели, такие как совместные исследования и разработки и совместное использование сырья, чтобы превратить сравнительные преимущества в беспроигрышный импульс. Под девизом «Выбирать, создавать и будущее» китайско-российская торговля красками пишет новую главу взаимодополняющего развития с прагматичным сотрудничеством и стала неотъемлемой частью экономического сотрудничества между двумя странами.